А.С. Макаренко

А.С. Макаренко это советский писатель и педагог, автор и разработчик методик воспитания трудных подростков. В 1988 году международной организацией ЮНЕСКО был признан одним из четырех выдающихся педагогов мира.
Уникальность его авторской системы воспитания сильной личности со тоит из пяти основных принципов.
1. Коллектив.
Коллектив, в котором находится человек, влияет на формирование способов коммуникации с другими людьми, так как является моделью микро социума. Как мы ведем себя в группе, так же мы и ведем себя в социуме.Воспитательный коллектив объединяет участников общими целями и задачами, бытовыми,
дружескими, педагогическими и т.д. Люди, объединенные общей целью, помогают друг другу для скорейшего достижения этой общей цели. Формируется принцип доверия и взаимной поддержки. При этом важно учитывать личностные особенности каждого участника, развивать и использовать их для достижения общего
результата. Таким образом, каждый из участников коллектива чувствует свою ценность и значимость, может
видеть свой личный вклад, что в итоге наполняет его потребность быть частью, но и помогает развивать свои индивидуальные качества. Вырабатывается навык социальной ответственности, участник коллектива понимает, что результат зависит и от его личного участия. Формируется умение не только брать, но и
отдавать.
2. Самоуправление.
Создание здоровой психологической атмосферы в коллективе помогает развитию истинной демократии. За принятые решения и последствия этих решений несет ответственность весь коллектив. Я принял решение я за него отвечаю. Такой подход помогал принять личную ответственность. На командные роли мог выбираться любой участник, но только один раз. Таким образом, каждый мог побывать и в роли командира, и в роли
рядового исполнителя. В итоге каждый член коллектива мог посмотреть на любую ситуацию, цель или задачу более объективно, со стороны разных участников. Важный аспект это принятие равенства всех участников, все равны только у всех разные задачи. Еще один из принципов помогающий продвижению демократии и самоуправления это наличие уважения к каждому из участников, как можно больше уважения и как можно больше требований.
3. Труд.
Один из самых сложных и спорных пунктов в системе А.С. Макаренко это труд воспитанников, если брать во внимание современные тенденции. В 20е годы, когда была разработана данная система воспитания, в стране
царила послевоенная разруха и голод, и работать приходилось всем. В коммунах А.С. Макаренко труд был организован в промышленных масштабах, дети трудились в сутки по 4 часа. Важно чтобы в этом труде была
определенная цель. Цель труда в коммунах это возможность само обеспечения, с вытекающей из этого свободой и независимостью что необходимо как условие для настоящей демократии. Наличие цели в труде и
видимость результата поднимает интерес и энтузиазм, и начинает приобретать еще и воспитательную цель, а
не только физические нагрузки. Наличие труда и воспитательной работы, дает участникам процесса определенный социальный статус, превращая детей во взрослых граждан со своими правами и обязательствами.
4. Воспитатель / Родитель
Учитель Только через личный пример, через принятие собственной ответственности, через признание ошибок,
возможно, наладить доверительный диалог с участниками коллектива. Не манипулируйте и не угрожайте, открыто говорите о своих и чужих успехах и ошибках, заявляйте открыто о целях, которых хотите добиться и почему именно таким способом и тогда коллектив ответит вам тем же. Помните о том, что руководитель,
воспитатель или учитель может своими действиями вызывать как доверие и уважение, так и критику.
5. Дисциплина.
Дисциплина не является ни способом или методом, ни средством воспитания. Дисциплина это результат воспитания. Правильно проведенная педагогическая и воспитательная работа имеет итогом дисциплину, как
нравственную черту у воспитанника. Задача воспитания это выработка привычки поступать определенным образом не в силу, какой
то умственной работы и размышлений, а в силу того, что по-другому поступать попросту не умеем. И проще всего человека научить правильно поступать в присутствии
других, внутри коллектива. Это ведет к развитию таких важных социальных качеств как товарищество,ответственность, общность, взаимовыручка. Сегодня все эти принципы не потеряли своей актуальности в воспитании молодежи. Все это успешно
применяется и в ряде реабилитационных программ, модель Терапевтического Сообщества тому подтверждение.

Смотрите также:  Зависимость от видеоигр реальна, но редка и плохо изучена.
Ответить